Инклюзивный оркестр "Солнечные Нотки"

     Наш оркестр был организован в ноябре 2013 года силами детского музыкального педагога – Татьяны Николаевны Ореховой - мамы одной солнечной девочки из нашего коллектива. Она нашла не только  силы и  время для занятий музыкой с нашими необычными ребятами, но и при поддержке семьи и друзей привлекла к работе с оркестром педагогов-единомышленников. Это добрые и отзывчивые люди творческих профессий, которые бескорыстно помогают нашим детям. Началась наша история на колокольне Храма Вознесения Господня за Серпуховскими вратами с благословения настоятеля протоиерея о. Константина (Татаринцева). Самоотверженность людей с  большим  сердцем позволила сделать занятия доступными и, что особенно важно для многих многодетных семей, бесплатными. В оркестре участвуют около 50 детей, подростков и взрослых людей с синдромом Дауна, в возрасте от 8 до 60 лет. Мы обучаем их игре на духовых музыкальных инструментах (саксофон, кларнет, блок-
флейта), фортепиано и мелодике, ударных инструментах и вокалу. Проводим занятия по ознакомлению с нотной грамотой и сольфеджио, танцам. Совместная работа на групповых репетициях и их творческая атмосфера позволяют адаптировать детей с синдромом Дауна к жизни в обществе, позволяют открыть в детях новые творческие грани. У ребят появляется больший круг общения, совместные интересы. Все педагоги, работающие в оркестре, являются успешными профессиональными музыкантами, а многие и виртуозами – исполнителями.


     Индивидуальные занятия с детьми на фортепиано проводят Орехова Татьяна и Иванова Оксана, по вокалу - Савельева Екатерина, обучают игре на саксофоне, кларнете и блок-флейте – Соколов Никита и Соколов Владислав, на ударной установке – Степанов Олег.

     Вдохновителем создания нашего оркестра стал опыт коллег из Голландии. В этой стране весьма популярны музыкальные оркестры, состоящие из людей с синдромом Дауна. Основоположником данного направления является оркестр Йостибэнд созданный в 1966 г. Это огромный оркестр (более 200 человек) в котором играют люди с синдромом Дауна от 18 до 93 лет. Оркестр Йостибэнд очень популярен у себя на родине, каждый месяц оркестр дает концерты, и, не смотря на стоимость  билетов, в зале нет свободных мест. Этот оркестр является предметом национальной гордости в Голландии, широко известен и неоднократно выступал за рубежом.

     С 2015 года Инклюзивный оркестр выступает на «большой» сцене. Является лауреатом Московских городских и международных конкурсов инструментальной музыки, обладателем Гран-при  XXI  Открытого фестиваля инструментального исполнительского мастерства «Музыка XX-XXI века «На Вадковском». Солисты оркестра неоднократно были участниками Всемирного специального музыкального фестиваля в Пхенчхане (Корея). Мы успешно гастролируем не только по России, но и за ее пределами. Музыкальные достижения наших воспитанников замечательно были оценены зрителями, пришедшими на концерт в Рязани, Пскове, Санкт-Петербурге, Вильнюсе (Литва), Кишиневе (Молдова), Ростоке и Гамбурге (ФРГ), Страсбурге и Париже (Франция). 

     В 2014 году для полноценного осуществления деятельности Инклюзивного оркестра «Солнечные нотки» при поддержки семьи Ореховых была создана Региональная общественная организация содействия защите прав и интересов детей-инвалидов, инвалидов детства и их семей «Мария» (РОО «Мария»), руководителем которой в настоящее время является Орехова Татьяна Николаевна.

     В 2019 году РОО «Мария» явилась инициатором в проведении и главным организатором Первого Международного Инклюзивного Музыкального фестиваля «Солнечная музыка» в Москве. 

Социальная адаптация детей с ментальными нарушениями средствами музыки

     Как известно, инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).

     Л. С. Выготский (1896-1934) указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой ребенок-инвалид не исключался бы из общества детей с нормальным развитием. Он указывал, что при всех достоинствах наша специальная  коррекционная) школа отличается тем основным недостатком, что она замыкает своего воспитанника в узкий круг специфичного школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором всё приспособлено к дефекту ребенка, всё фиксирует его внимание на своём недостатке и не вводит его в настоящую жизнь. Таким образом, Л. С. Выготский одним из первых обосновал идею интегрированного обучения.

​     

 

     Базовой формой проведения музыкального занятия явилось использование в игровой форме интегрированных блоков различных видов художествено-эстетической деятельности. Например, в рамках музыкального занятия музицирование на музыкальных инструментах сменяется театрализованной деятельностью, а между ними разучиваются коммуникативные танцы и т.д.

     Основные принципы музыкального обучения и воспитания детей в нашем оркестре:

  1. Индивидуальный подход.

  2. Систематичность обучения.

  3. Наглядность обучения.

  4. Играть музыку прежде овладения навыками музыкального исполнительства.

  5. Поощрения творческой инициативы.

  6. Коллективной игры.

  7. Смены видов музыкальной деятельности посредством занятия-игры.

  8. Музыкальное развитие детей основано на произведениях мировой классики и лучших образцах современной джазовой культуры.

     Таким образом, применяя эти принципы в организации музыкальных занятий мы достигли отличных результатов:

  1. У нас сложился прекрасный творческий музыкальный коллектив.

  2. Дети с ментальными нарушениями приобретают навык концертного исполнительства. Более уверенно чувствуют себя в обществе и на сцене.

  3. Развивается способность к восприятию и воспроизведению более сложных и разнообразных музыкальных произведений: от классики до джаза.

  4. Дети с ментальными нарушениями успешно играют по нотам и читают «с листа».

  5. У них формируется эстетический вкус и художественные предпочтения.

  6. Повысилась самооценка.

  7. Формируется самоконтроль при исполнении произведений.

  8. Успехи в концертной деятельности способствуют личностным достижениям в развитии навыков коммуникации и социализации.

  9. Родители наших «солнечных» детей получают психологическую разгрузку и имеют положительный опыт в воспитании собственного ребенка, видя его творческие успехи.

  10. Все отмечают, что занятия в оркестре сильно меняют в лучшую сторону возможности воспитанников и развитие их личностных качеств: сотрудничества, положительного взаимодействия друг с другом, формируют чувства дружбы, привязанности и заботы.

     

     В нашем коллективе играют не только дети и молодежь с ментальными нарушениями, но и их здоровые братья и сестры. Проводятся занятия по семейному музицированию.

     Спасибо за внимание! Приглашаем всех заинтересовавшихся нашим творчеством на концерты оркестра «Солнечные нотки» и

желаем всем успехов!

© Президент РОО "Мария" и художественный руководитель Инклюзивного оркестра "Солнечные нотки"

Татьяна Орехова

© 2020 РОО «Мария»
  • YouTube
  • Facebook
  • Instagram