• YouTube
  • Facebook
  • Instagram

Inclusive Orchestra "Sunny Notes"

От сердца к сердцу встречные дороги,
Чтоб их пройти нужны не только ноги.
А Светлый Ум и Добрая Душа, тогда и встреча будет хороша!

e468bdd1-8bfb-44eb-ac42-17e6295b751d_edi

Our orchestra was organized in November 2013 by the efforts of a children's music teacher - Tatyana Nikolaevna Orekhova - the mother of one sunny girl from our group. She found not only the strength and time to study music with our unusual guys, but with the support of her family and friends, she attracted like-minded teachers to work with the orchestra. They are kind and sympathetic people of creative professions who disinterestedly help our children. Our story began on the bell tower of the Church of the Ascension of the Lord behind the Serpukhov gates with the blessing of the rector, archpriest Fr. Konstantin (Tatarintseva). The dedication of people with a big heart made it possible to make classes available and, which is especially important for many large families, free. The orchestra includes about 50 children, adolescents and adults with Down syndrome, aged 8 to 60 years. We teach them how to play wind musical instruments (saxophone, clarinet, block
flute), piano and melody, percussion instruments and vocals. We conduct classes on familiarization with musical notation and solfeggio, dancing. Joint work in group rehearsals and their creative atmosphere allow children with Down syndrome to adapt to life in society, and allow them to discover new creative facets in children. The guys have a larger social circle, common interests. All teachers working in the orchestra are successful professional musicians, and many are virtuoso performers.


Individual lessons with children on the piano are conducted by Orekhova Tatyana and Ivanova Oksana, they teach how to play the saxophone, clarinet and block flute - Nikita Sokolov, Vladislav Sokolov and Grigory Klimov, on the drum kit - Oleg Stepanov.

In the meantime, there is no need to worry about it. ”

The inspiration for the creation of our orchestra was the experience of colleagues from Holland. In this country, musical orchestras consisting of people with Down syndrome are very popular. The founder of this direction is the Yostiband Orchestra, created in 1966. This is a huge orchestra (more than 200 people) in which people with Down syndrome from 18 to 93 years old play. The Yostiband Orchestra is very popular in its homeland, every month the orchestra gives concerts, and, despite the cost of tickets, there are no empty seats in the hall. This orchestra is a source of national pride in Holland, is widely known and has performed several times abroad.

In the meantime, there is no need to worry about it. ”

Since 2015, the Inclusive Orchestra has been performing on the “big” stage. He is a laureate of Moscow city and international competitions of instrumental music, winner of the Grand Prix of the XXI Open Festival of Instrumental Performing Arts "Music of the XX-XXI century" On Vadkovsky ". The orchestra soloists have repeatedly participated in the World Special Music Festival in Pyeongchang (Korea). We successfully tour not only across Russia, but also abroad. The musical achievements of our students were remarkably appreciated by the audience who came to the concert in Ryazan, Pskov, St. Petersburg, Vilnius (Lithuania), Chisinau (Moldova), Rostock and Hamburg (Germany), Strasbourg and Paris (France).

In the meantime, there is no need to worry about it. ”

In 2014, in order to fully implement the activities of the Inclusive Orchestra "Sunny Notes" with the support of the Orekhov family, the Regional Public Organization for the Protection of the Rights and Interests of Disabled Children, Children with Disabilities and Their Families "Maria" time is Orekhova Tatyana Nikolaevna.

In the meantime, there is no need to worry about it. ”

In 2019, the ROO "Maria" was the initiator and the main organizer of the First International Inclusive Music Festival "Solar Music" in Moscow.

In the meantime, there is no need to worry about it. ”

In 2020, the ROO "Maria" held the Second International Inclusive Music Festival "Solar Music" throughout the year. Performances took place in the open air, on a motor ship on the Moskva River, in the Ostafyevo Estate Museum, and online. The festival was attended by inclusive groups from Russia, Lithuania, Moldova, Iran, the USA and Korea.

Солнечные балы-концерты в Музее-Усадьбе "Остафьево" "Русский Парнас"

С 2020 года проводятся торжественные костюмированные танцевальные мероприятия, на которых особенные дети исполняют исторические бальные танцы. Балу предшествует большая подготовительная работа – готовятся костюмы и разучиваются бальные номера. Солнечные балы проходят как в Москве, так и во время гастролей оркестра «Солнечные нотки». В 2021 году РОО "Мария" Стала победителем конкурса грантов Мэра Москвы на проведение Солнечных Балов, с 1 января 2022 года началась реализация проекта. 

Оркестр Мам

2021 году на базе Инклюзивного оркестра «Солнечные нотки» организован «оркестр Мам», где мамы наших солнечных детей, с помощью педагогов осваивают музыкальные инструменты и исполняют популярную музыку.

Social adaptation of children with mental disorders by means of music

As is known, inclusive education seeks to develop a methodology that targets children and recognizes that all children are individuals with different learning needs. Inclusive education seeks to develop an approach to teaching and learning that is more flexible to meet different learning needs. If teaching and learning are made more effective as a result of the changes that inclusive education brings, then all children (not just children with special needs) will benefit.

In the meantime, there is no need to know about it. ”

L. S. Vygotsky (1896-1934) pointed out the need to create a system of education in which a disabled child would not be excluded from the society of children with normal development. He pointed out that, with all the advantages, our special correctional school is distinguished by the main disadvantage that it closes its pupil in a narrow circle of a specific school collective, creates a closed world in which everything is adapted to the child's defect, everything fixes his attention on its shortcoming and does not introduces him to real life. Thus, L. S. Vygotsky was one of the first to substantiate the idea of ​​integrated learning.

In the meantime, there is no need to know about it. ”

The basic form of conducting a musical lesson was the use of integrated blocks of various types of artistic and aesthetic activities in a playful way. For example, within the framework of a musical lesson, playing music on musical instruments is replaced by theatrical activities, and between them communicative dances are learned, etc.

In the meantime, there is no need to know about it. ”

The basic principles of musical education and upbringing of children in our orchestra:

  1. Individual approach.

  2. Systematic training.

  3. Visibility of training.

  4. Play music before mastering musical performance skills.

  5. Encouraging creativity.

  6. Collective game.

  7. Changing types of musical activity through a game-lesson.

  8. The musical development of children is based on the works of world classics and the best examples of modern jazz culture.

In the meantime, there is no need to know about it. ”

Thus, applying these principles in organizing music lessons, we have achieved excellent results:

  1. We have formed a wonderful creative musical group.

  2. Children with mental disabilities acquire the skill of concert performance. They feel more confident in society and on stage.

  3. The ability to perceive and reproduce more complex and varied pieces of music, from classical to jazz, develops.

  4. Children with mental disabilities successfully play with notes and read from the sheet.

  5. They develop aesthetic taste and artistic preferences.

  6. Self-esteem improved.

  7. Self-control is formed in the performance of works.

  8. Success in concert activities contributes to personal achievements in the development of communication and socialization skills.

  9. Parents of our "sunny" children receive psychological relief and have a positive experience in raising their own child, seeing his creative success.

  10. Everyone notes that classes in the orchestra greatly change for the better the possibilities of pupils and the development of their personal qualities: cooperation, positive interaction with each other, form feelings of friendship, affection and care.

In the meantime, there is no need to know about it. ”

In our team, not only children and youth with mental disabilities play, but also their healthy brothers and sisters. Family music lessons are held.

In the meantime, there is no need to know about it. ”

Thanks for attention! We invite everyone who is interested in our work to the concerts of the orchestra "Sunny Notes" and

We wish you all the best!

In the meantime, there is no need to know about it. ”

© President of the ROO "Maria" and Artistic Director of the Inclusive Orchestra "Sunny Notes"

Tatiana Orekhova

Инклюзивный оркестр "Солнечные Нотки"

     Наш оркестр был организован в ноябре 2013 года силами детского музыкального педагога – Татьяны Николаевны Ореховой - мамы одной солнечной девочки из нашего коллектива. Она нашла не только  силы и  время для занятий музыкой с нашими необычными ребятами, но и при поддержке семьи и друзей привлекла к работе с оркестром педагогов-единомышленников. Это добрые и отзывчивые люди творческих профессий, которые бескорыстно помогают нашим детям. Началась наша история на колокольне Храма Вознесения Господня за Серпуховскими вратами с благословения настоятеля протоиерея о. Константина (Татаринцева). Самоотверженность людей с  большим  сердцем позволила сделать занятия доступными и, что особенно важно для многих многодетных семей, бесплатными. В оркестре участвуют около 50 детей, подростков и взрослых людей с синдромом Дауна, в возрасте от 8 до 60 лет. Мы обучаем их игре на духовых музыкальных инструментах (саксофон, кларнет, блок-
флейта), фортепиано и мелодике, ударных инструментах и вокалу. Проводим занятия по ознакомлению с нотной грамотой и сольфеджио, танцам. Совместная работа на групповых репетициях и их творческая атмосфера позволяют адаптировать детей с синдромом Дауна к жизни в обществе, позволяют открыть в детях новые творческие грани. У ребят появляется больший круг общения, совместные интересы. Все педагоги, работающие в оркестре, являются успешными профессиональными музыкантами, а многие и виртуозами – исполнителями.


     Индивидуальные занятия с детьми на фортепиано проводят Орехова Татьяна и Иванова Оксана, по вокалу - Савельева Екатерина, обучают игре на саксофоне, кларнете и блок-флейте – Соколов Никита и Соколов Владислав, на ударной установке – Степанов Олег.

     Вдохновителем создания нашего оркестра стал опыт коллег из Голландии. В этой стране весьма популярны музыкальные оркестры, состоящие из людей с синдромом Дауна. Основоположником данного направления является оркестр Йостибэнд созданный в 1966 г. Это огромный оркестр (более 200 человек) в котором играют люди с синдромом Дауна от 18 до 93 лет. Оркестр Йостибэнд очень популярен у себя на родине, каждый месяц оркестр дает концерты, и, не смотря на стоимость  билетов, в зале нет свободных мест. Этот оркестр является предметом национальной гордости в Голландии, широко известен и неоднократно выступал за рубежом.

     С 2015 года Инклюзивный оркестр выступает на «большой» сцене. Является лауреатом Московских городских и международных конкурсов инструментальной музыки, обладателем Гран-при  XXI  Открытого фестиваля инструментального исполнительского мастерства «Музыка XX-XXI века «На Вадковском». Солисты оркестра неоднократно были участниками Всемирного специального музыкального фестиваля в Пхенчхане (Корея). Мы успешно гастролируем не только по России, но и за ее пределами. Музыкальные достижения наших воспитанников замечательно были оценены зрителями, пришедшими на концерт в Рязани, Пскове, Санкт-Петербурге, Вильнюсе (Литва), Кишиневе (Молдова), Ростоке и Гамбурге (ФРГ), Страсбурге и Париже (Франция). 

     В 2014 году для полноценного осуществления деятельности Инклюзивного оркестра «Солнечные нотки» при поддержки семьи Ореховых была создана Региональная общественная организация содействия защите прав и интересов детей-инвалидов, инвалидов детства и их семей «Мария» (РОО «Мария»), руководителем которой в настоящее время является Орехова Татьяна Николаевна.

     В 2019 году РОО «Мария» явилась инициатором в проведении и главным организатором Первого Международного Инклюзивного Музыкального фестиваля «Солнечная музыка» в Москве. 

Социальная адаптация детей с ментальными нарушениями средствами музыки

     Как известно, инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).

     Л. С. Выготский (1896-1934) указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой ребенок-инвалид не исключался бы из общества детей с нормальным развитием. Он указывал, что при всех достоинствах наша специальная  коррекционная) школа отличается тем основным недостатком, что она замыкает своего воспитанника в узкий круг специфичного школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором всё приспособлено к дефекту ребенка, всё фиксирует его внимание на своём недостатке и не вводит его в настоящую жизнь. Таким образом, Л. С. Выготский одним из первых обосновал идею интегрированного обучения.

​     

 

     Базовой формой проведения музыкального занятия явилось использование в игровой форме интегрированных блоков различных видов художествено-эстетической деятельности. Например, в рамках музыкального занятия музицирование на музыкальных инструментах сменяется театрализованной деятельностью, а между ними разучиваются коммуникативные танцы и т.д.

     Основные принципы музыкального обучения и воспитания детей в нашем оркестре:

  1. Индивидуальный подход.

  2. Систематичность обучения.

  3. Наглядность обучения.

  4. Играть музыку прежде овладения навыками музыкального исполнительства.

  5. Поощрения творческой инициативы.

  6. Коллективной игры.

  7. Смены видов музыкальной деятельности посредством занятия-игры.

  8. Музыкальное развитие детей основано на произведениях мировой классики и лучших образцах современной джазовой культуры.

     Таким образом, применяя эти принципы в организации музыкальных занятий мы достигли отличных результатов:

  1. У нас сложился прекрасный творческий музыкальный коллектив.

  2. Дети с ментальными нарушениями приобретают навык концертного исполнительства. Более уверенно чувствуют себя в обществе и на сцене.

  3. Развивается способность к восприятию и воспроизведению более сложных и разнообразных музыкальных произведений: от классики до джаза.

  4. Дети с ментальными нарушениями успешно играют по нотам и читают «с листа».

  5. У них формируется эстетический вкус и художественные предпочтения.

  6. Повысилась самооценка.

  7. Формируется самоконтроль при исполнении произведений.

  8. Успехи в концертной деятельности способствуют личностным достижениям в развитии навыков коммуникации и социализации.

  9. Родители наших «солнечных» детей получают психологическую разгрузку и имеют положительный опыт в воспитании собственного ребенка, видя его творческие успехи.

  10. Все отмечают, что занятия в оркестре сильно меняют в лучшую сторону возможности воспитанников и развитие их личностных качеств: сотрудничества, положительного взаимодействия друг с другом, формируют чувства дружбы, привязанности и заботы.

     

     В нашем коллективе играют не только дети и молодежь с ментальными нарушениями, но и их здоровые братья и сестры. Проводятся занятия по семейному музицированию.

     Спасибо за внимание! Приглашаем всех заинтересовавшихся нашим творчеством на концерты оркестра «Солнечные нотки» и

желаем всем успехов!

© Президент РОО "Мария" и художественный руководитель Инклюзивного оркестра "Солнечные нотки"

Татьяна Орехова

© 2020 РОО «Мария»
  • YouTube
  • Facebook
  • Instagram